ООО "АКЦ Жилкомаудит" эффективные решения для ЖКХ и энергетики
(495) 740-92-20
(926) 846-35-47
post@jilkom.ru
Календарь семинаров
Февраль Апрель
Март

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 


26 лет журналу ЖИЛКОМАУДИТ 






Почтовый трекер на журнал ЖИЛКОМАУДИТ

Регистрация на онлайн версию журнала ЖИЛКОМАУДИТ
(для подписчиков печатной версии):


Регистрация на онлайн версию






О неприменении балансового метода определения количества тепловой энергии, предусмотренного договорами теплоснабжения


Применение балансового метода зачастую ведет к возникновению споров по заявленным требованиям теплоснабжающих организаций о взыскании с исполнителей коммунальных услуг задолженности по оплате тепловой энергии, поскольку исполнители в большинстве случаев не согласны с расчетами количества фактически поставленной тепловой энергии теплоснабжающими организациями на основании этого метода. 

По мнению исполнителей, в результате расчетов теплоснабжающих организаций получается обезличенная общая сумма потребления тепловой энергии, которая исключает возможность проверки достоверности предъявленных объёмов и не дает исполнителю возможности осуществлять в соответствии  с п.3 ст.162 ЖК РФ контроль по расчётам с ресурсоснабжающей организацией в т.ч. в целях произведения исполнителем ежегодных корректировок размеров платы за отопление гражданам-потребителям.

С другой стороны, сильным аргументом в защиту позиции  теплоснабжающих организаций является то, что применение балансового метода предусмотрено условиями самого договора теплоснабжения. Установление иного порядка определения количества тепловой энергии, отличного от балансового метода, возможно на стадии заключения договора при наличии преддоговорного спора между сторонами, при которой условия договора определяются судом. В этом случае, суд вправе согласиться с порядком, предложенным исполнителем. Но поскольку, договор уже заключен, то это исключает пересмотр методики определения количества тепловой энергии в одностороннем порядке исполнителями коммунальных услуг, заключившими договоры на данных условиях.

Действительно, имеется большое число примеров арбитражной практики, когда суды, разрешая преддоговорные споры между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг, соглашались с позицией последних и определяли условия договора о порядке определения количества тепловой энергии в соответствии с нормативами потребления, установленными для граждан.

Однако в настоящем обзоре, приведено судебное решение, которым фактическое количество тепловой энергии определено по нормативам потребления, несмотря на наличие в договоре теплоснабжения условия о применении в расчетах балансового метода (Постановление ФАС Поволжского округа от 30.04.2010 по делу N А57-4002/2008).

Так, суд указал, что порядок определения количества тепловой энергии при расчетах за тепло, поставляемое в жилые дома, не оборудованные приборами учета, прямо предусмотрен действующим законодательством и не может быть изменен соглашением сторон. Статья 544 ГК РФ исключает соглашение сторон о способе определения количества тепловой энергии при отсутствии приборов учета при наличии действующих императивных норм жилищного законодательства.

Тем самым суд руководствовался правилом о приоритете норм Жилищного кодекса РФ о порядке определения количества тепловой энергии над соответствующими нормами Гражданского кодекса РФ в договорах между исполнителями коммунальных услуг и теплоснабжающими организация и посчитал, что стороны договора были не вправе установить отличный от этих норм порядок определения количества тепловой энергии.

По нашему мнению, наличие рассматриваемого судебного решения в совокупности с имеющимися другими судебными постановлениями арбитражных судов, в том числе, Высшего арбитражного суда РФ, в пользу применения в расчетах нормативов потребления коммунальных услуг отопления, способно в определенной степени повлиять на исход ныне рассматриваемых дел по спорам об определении количества тепловой энергии, в том числе тех дел, в которых для целей определения этого количества судами назначены соответствующие экспертизы.

Предусмотренный нормами ЖК РФ порядок определения количества тепловой энергии по нормативам потребления не может быть изменен соглашением сторон, предусматривающим применение балансового метода

Извлечение из постановления ФАС Поволжского округа от 30.04.2010 по делу № А57-4002/2008

решением Арбитражного суда Саратовской области от 01.12.2009 отказано в удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК") к Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - АТСЖ Ленинского района г. Саратова) задолженности за потребленную тепловую энергию по договору энергоснабжения от 01.08.2005 N 2524 за период с 01.11.2005 по 31.12.2005 в размере 638 323 рублей 07 копеек.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе третье лицо муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение.

Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.

Как следует из материалов дела, АТСЖ Ленинского района - некоммерческая организация, создана в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 15.06.1996 "О товариществах собственников жилья", 17.11.2003 зарегистрирована в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Саратова. В настоящее время деятельность ответчика соответствует статье 142 Жилищного кодекса Российской Федерации. Учредителями (членами) АТСЖ Ленинского района являются 17 товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), а именно: ТСЖ "Темп 2004", ТСЖ "Днепр 2004", ТСЖ "Дом", ТСЖ "Техстекло", ТСЖ "Чехов", ТСЖ "Уфимский", ТСЖ "Тархова", ТСЖ "Бардино", ТСЖ "Батавинский-1", ТСЖ "Бардинский", ТСЖ "Топольчанский", ТСЖ "Молодежный-1", ТСЖ "Уют-1", ТСЖ "Сатурн-1", ТСЖ "5-Микрорайон", ТСЖ "Электронник-1", ТСЖ "Антоновское".

Ответчик во исполнение возложенных на него обязанностей по обеспечению членов АТСЖ Ленинского района жилищно-коммунальными услугами (пункт 3.1 Устава) заключил договоры с поставщиками жилищно-коммунальных услуг.

Между открытым акционерным обществом "Саратовэнерго" (далее - ОАО "Саратовэнерго") и АТСЖ Ленинского района 01.08.2005 был заключен договор N 2524 на снабжение тепловой энергией многоквартирных жилых домов N 6, 8 по ул. Днепропетровская, N 33А по ул. Антонова в г. Саратове, входящих в состав ТСЖ "Антоновское". В этот же день, 01.08.2005 между ОАО "Саратовэнерго" и АТСЖ Ленинского района были заключены еще 16 аналогичных (типовых) договоров на снабжение тепловой энергией многоквартирных жилых домов, входящих в состав:

1. ТСЖ "Днепр 2004" (договор от 01.08.2005 N 2520).

16. ТСЖ "Бардино" (договор от 01.08.2005 N 2536).

В соответствии с условиями договора на ОАО "Саратовэнерго" возлагались обязательства отпускать абоненту тепловую энергию в горячей воде, а на ответчика - осуществлять своевременную и полную оплату потребленной тепловой энергии. В соответствии с пунктами 5.1 - 5.4 договора от 01.08.2005 N 2524 учет количества принятой тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по коммерческому прибору (приборам) учета принадлежащему абоненту.

При отсутствии у абонента приборов учета, количество принятой Абонентом тепловой энергии и теплоносителя определяется энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре (график подачи в Приложении N 1) и показаний приборов учета источника теплоты (станции) балансовым методом, согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12 сентября 1995 г. N Вк-4936).

Оплату потребленной тепловой энергии АТСЖ Ленинского района осуществляла через муниципальное унитарное предприятие "Единый расчетно-кассовый центр г. Саратова" (далее - МУП "ЕРКЦ г. Саратова"), с которым у нее 01.07.2005 был заключен договор N 308/05 на оказание услуг по расчетному и кассовому обслуживанию.

Во исполнение условий данного договора платежные поручения в адрес ОАО "Саратовэнерго" проводились от МУП "ЕРКЦ г. Саратова". Данный договор действовал до 01.09.2006.

Для оперативного прохождения платежей, минуя АТСЖ Ленинского района - 02.08.2004 между ОАО "Саратовэнерго" и МУП "ЕРКЦ г. Саратова" заключен договор N 68/04 на оказание услуг по приему и перечислению платежей населения за отопление и горячее водоснабжение, также 01.07.2005 был заключен аналогичный договор N 312/05/05-1301.

Договор с МУП "ЕРКЦ г. Саратова" от 01.07.2005 N 308/05 был расторгнут 01.09.2006 и в этот же день АТСЖ Ленинского района заключила договор N 02/09 на оказание услуг по расчетному и кассовому обслуживанию с обществом с ограниченной ответственностью "Центр начисления", которому были переданы от МУП "ЕРКЦ г. Саратова" все лицевые счета граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика.

ОАО "Саратовэнерго" 03.04.2006 реорганизовано в форме выделения, в результате чего, были зарегистрированы следующие юридические лица: открытое акционерное общество "Саратовская территориальная генерирующая компания", открытое акционерное общество "Саратовская распределительная компания", открытое акционерное общество "Саратовская магистральная компания". Согласно разделительному балансу, утвержденному собранием акционеров ОАО "Саратовэнерго", права и обязанности ОАО "Саратовэнерго" по взысканию с АТСЖ Ленинского района по оплате 638 323,07 рублей переданы в порядке пункта 4 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации - открытому акционерному обществу "Саратовская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Саратовская ТГК").

ОАО "Саратовская ТГК" 01.06.2007 реорганизовано в форме присоединения к ОАО "Волжская ТГК". Согласно пункту 4.1. договора о присоединении от 30.11.2006 (утв. протоколом внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Саратовская ТГК" от 30.11.2006 N 2007-1в-Сар) ОАО "Волжская ТГК" после завершения реорганизации становится правопреемником ОАО "Саратовская ТГК" по всем правам и обязанностям.

ОАО "Саратовэнерго" и ОАО "Саратовская ТГК" 14.08.2006 совместным уведомлением N 0181/3048 известило АТСЖ Ленинского района, что полномочиями по взысканию дебиторской задолженности в сумме 638 323,07 рублей по договору от 01.08.2005 N 2524 наделено ОАО "Волжская ТГК".

Ответчик не согласился с указанной задолженностью и 14.08.2006 письмом N 5810 уведомил об этом ОАО "Саратовэнерго" и истца.

Объем потребленной тепловой энергии по договору N 2524 определен истцом из счетов-фактур, выставленных к оплате ответчику со стороны ОАО "Саратовэнерго", исходя из применения расчета поставленной тепловой энергии, балансовым методом.

АТСЖ Ленинского района не согласна с данными объемами, ссылаясь на то, что в данных правоотношениях не может быть применен балансовый метод для определения объемов поставленной тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое количество энергии, в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьями 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор не должен противоречить закону, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Приобретаемая АТСЖ Ленинского района тепловая энергия использовалась для отопления и горячего водоснабжения жилых домов, находящихся в его управлении, не в целях перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам.

АТСЖ Ленинского района не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ "Антоновское". Обязательства АТСЖ Ленинского района перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем в случае заключения этой организацией прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ.

Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации исключает соглашение сторон о способе определения количества тепловой энергии при отсутствии приборов учета при наличии действующих императивных норм жилищного законодательства.

Порядок определения количества тепловой энергии при расчетах за тепло, поставляемое в жилые дома, не оборудованные приборами учета, прямо предусмотрено действующим законодательством и не может быть изменен соглашением сторон.

В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги для граждан определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Нормативы потребления и тарифы на услуги отопления и горячего водоснабжения для населения установлены решением Саратовской городской Думы от 04.02.2005 N 55-528, согласно которому в спорный период по всем многоквартирным жилым домам (имеющим централизованную систему центрального отопления и централизованное горячее водоснабжение, с ваннами 1500-1700 мм, оборудованными душами), находящимся в управлении АТСЖ Ленинского района:

- норматив потребления тепловой энергии на услугу "отопление" составлял - 0,0311 Гкал на 1 кв. м общей отапливаемой площади жилого помещения в месяц, при оплате данной услуги в период отопительного сезона;

- норматив потребления горячей воды (теплоносителя) на 1 человека в сутки, составлял - 105 литров в сутки;

- норматив потребления тепловой энергии на услугу "горячее водоснабжение" составлял - 0,172 Гкал на 1 человека в месяц.

Решение Саратовской городской Думы от 04.02.2005 N 55-528 вступило в силу с момента его опубликования в газете "Саратовская панорама" от 08.02.2005 N 12 (371) и действовало до 01.01.2006.

При отсутствии приборов учета на границах раздела балансовой принадлежности сторон, количество подаваемой тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения и отопления должно определяться исходя из нормативов отпуска тепла населению для отопления жилых помещений и горячего водоснабжения, установленных решением Саратовской городской Думы от 04.02.2005 N 55-528, а не балансовым методом.

Ответчиком предоставлен расчет потребления тепловой энергии по жилым домам ТСЖ "Антоновское" по договору от 01.08.2005 N 2524 за период с 01 августа по 31 декабря 2005 г. исходя из нормативов потребления коммунальных услуг гражданам.

Расчет произведен в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Нормативы потребления на услуги отопления и горячего водоснабжения для населения, примененные при расчете, соответствуют нормативам, установленным решением Саратовской городской Думы от 04.02.2005 N 55-528. В соответствии с договором от 01.08.2005 N 2524 ОАО "Саратовэнерго" поставляет не горячую воду, а тепловую энергию в горячей воде, то для расчета обоснованных объемов потребления учитывался как норматив потребления тепловой энергии на услугу "горячее водоснабжение", так и норматив потребления теплоносителя (горячей воды).

В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 04.02.2005 N 55-528 для расчетов определения объемов потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение учтено количество граждан проживающих в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Антоновское". Количество граждан, учтенных в представленном ответчиком расчете по нормативам потребления, соответствует количеству граждан, отраженных в справках, представленных третьим лицом - МУП "ЕРКЦ г. Саратова".

Для расчетов определения объемов потребления тепловой энергии на отопление применяется отапливаемая площадь жилого помещения. Из справки, представленной обществом с ограниченной ответственностью "Центр начисления" (далее - ООО "Центр начисления") (от 16.04.2009 N 01/717) следует, что по многоквартирным жилым домам, входящим в состав ТСЖ "Антоновское" их общая отапливаемая площадь составляет по многоквартирному жилому дому N 6 по ул. Днепропетровская - 12 566,29 кв. м, N 8 по ул. Днепропетровская - 5 847,12 кв. м, N 33А по ул. Антонова - 6 023,4 кв. м.

Указанные площади оставались неизменными, в течение октября, ноября и декабря 2005 г.

В соответствии с договором от 01.09.2006 N 02/09 между АТСЖ Ленинского района и ООО "Центр начисления", последний оказывает услуги по расчетному и кассовому обслуживанию ответчика.

В соответствии с пунктом 3.2.1. договора от 01.09.2006 N 02/09 ООО "Центр начисления" производит ведение лицевых счетов всех граждан, проживающих в вышеуказанных многоквартирных жилых домах, в том числе открытие, закрытие, перевод лицевого счета, с указанием количества проживающих, внесение изменений в лицевой счет: в связи со сменой собственника (нанимателя); изменением количества проживающих; уточнение общей (отапливаемой) площади жилого помещения; в связи с внесением изменений действующего законодательства (в том числе принятия нормативных актов органами местного самоуправления), ведение архива лицевых счетов (с помесячным сохранением данных, отраженном в лицевом счете). ООО "Центр начисления" обслуживает лицевые счета, принятые от МУП "ЕРКЦ г. Саратова", которое в спорный период осуществляло их ведение и производило фактическое начисление гражданам платы за услуги по центральному отоплению и горячему водоснабжению, исходя из площади отапливаемого помещения и количество проживающих, по договору от 01.07.2005 N 305/05, заключенному между АТСЖ Ленинского района и МУП "ЕРКЦ г. Саратова" (пункт 2.1.4 договора от 01.09.2006 N 02/09).

Представленная МУП "ЕРКЦ г. Саратова" справка о количестве проживающих в спорный период граждан в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Антоновское" и справка ООО "Центр начисления" об общей отапливаемой площади помещений в указанных многоквартирных домах, отражала количество граждан и отапливаемую площадь, поскольку она рассчитана на основании данных по лицевым счетам, по которым в спорный период и производилось начисление собственникам и нанимателям квартир платы за отопление и горячее водоснабжение.

В данном ТСЖ находится одно нежилое помещение, принадлежащее обществу с ограниченной ответственностью ПКЦ инвалидов "Витязь-98".

Как следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью ПКЦ инвалидов "Витязь-98" были заключены договоры на передачу тепловой энергии с ОАО "Саратовэнерго" и ОАО "Волжская ТГК" соответственно от 01.08.2005 N 101921 и от 01.01.2006, подтверждается материалами дела и не опровергнуто истцом.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьями 420, 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Между ОАО "Саратовэнерго" и АТСЖ Ленинского района 01.08.2005 был заключен договор N 2524 снабжения тепловой энергией в горячей воде. Срок действия данного договора с 01 августа по 31 декабря 2005 года. В соответствии с условиями договора ОАО "Саратовэнерго" приняло на себя обязательство по отпуску ответчику тепловой энергии в горячей воде и теплоноситель, а АТСЖ Ленинского района обязалось принимать ее и оплачивать. В соответствии с пунктом 6.3 договора N 2524, если при проведении расчетов по настоящему договору АТСЖ Ленинского района не указывает, за какой период производится оплата, ОАО "Саратовэнерго" вправе зачесть эту сумму, в счет погашения ранее возникшей задолженности или с учетом письменных заявлений ответчика.

Оплату потребленной тепловой энергии АТСЖ Ленинского района осуществляла через МУП "ЕРКЦ г. Саратова", с которым у нее 01.07.2005 года был заключен договор N 308/05 на оказание услуг по расчетному и кассовому обслуживанию. Во исполнение условий данного договора платежные поручения в адрес ОАО "Саратовэнерго" проводились от МУП "ЕРКЦ г. Саратова", которое 02.08.2004 заключило с ОАО "Саратовэнерго" договор N 68/04 на оказание услуг по приему и перечислению платежей населения за отопление и горячее водоснабжение, а 01.07.2005 аналогичный договор N 312/05/05.

МУП "ЕРКЦ г. Саратова" осуществляло по названным договорам текущие платежи населения, в том числе за отопление и горячее водоснабжение и обслуживало лицевые счета всех граждан, ежедневно в рабочие дни перечисляло на расчетные счета ОАО "Саратовэнерго" полученные им от населения денежные средства за отопление и горячее водоснабжение.

В обязанности МУП "ЕРКЦ г. Саратова" не входило указание в платежных поручениях назначении платежа и периода, за который произведена оплата, а также номер договора на поставку тепловой энергии. Согласно реестра платежей, произведенных ответчиком (через МУП "ЕРКЦ г. Саратова") в адрес ОАО "Саратовэнерго" за тепловую энергию, поставляемую по всем 17 товариществам собственников жилья, входящих в состав АТСЖ Ленинского района, за период с 01 августа по 31 декабря 2005 года и представленных суду платежных документов перечисление ответчиком в адрес ОАО "Саратовэнерго" денежных средств, составило общую сумму 85 516 896,22 рублей.

Назначение всех платежей было одним - оплата фактически потребленной тепловой энергии по всем 17 товариществам собственников жилья, входящих в состав АТСЖ Ленинского района.

В соответствии с пунктом 6.2. договора от 01.08.2005 N 2527 расчетным периодом считается календарный месяц (календарный месяц потребления тепловой энергии). Ответчик, получив счет и счет-фактуру, выставленные за фактически потребленную тепловую энергию перечисляет платежи за расчетный период в следующие сроки:

- 1 период платежей - до 15 числа месяца, следующего за расчетным в размере 30% исходя из счета, выставленного за расчетный период;

- 2 период платежей - за 3 дня до окончания месяца, следующего за расчетным в размере 60% исходя из счета, выставленного за расчетный период;

- 3 период платежей - окончательный расчет до 10 числа месяца, следующего за месяцем предоставления счетов-фактур.

Аналогичное условия содержится и в 16 типовых договорах N 2520, 2521, 2522, 2523, 2524, 2525, 2526, 2532, 2528, 2529, 2530, 2531, 2533, 2534, 2535, 2536 от 01.08.2005, заключенных между АТСЖ Ленинского района и ОАО "Саратовэнерго" в интересах членов АТСЖ Ленинского района.

При определении фактической задолженности по договору от 01.08.2005 N 2524 вся оплата АТСЖ Ленинского района засчитана пропорционально количеству фактически потребленной тепловой энергии с 01.08.2005, так как платежи, полученные ОАО "Саратовэнерго" от МУП "ЕРКЦ г. Саратова" за АТСЖ Ленинского района были обезличены.

По вышеперечисленным платежным поручениям, исходящим из МУП "ЕРКЦ г. Саратова", оплата должна была быть засчитана ОАО "Саратовэнерго" исключительно в счет оплаты договоров, заключенных АТСЖ Ленинского района в интересах входящих в ее состав ТСЖ, а не в счет погашения задолженности муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району", поскольку платежи происходили в период, когда были заключены новые договоры АТСЖ с ОАО "Саратовэнерго".

Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.12.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по делу N А57-4002/2008 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


Поделитесь этой информацией:


Другие материалы на эту тему:




Об учете отрицательных объемов ОДН в расчетах между УО и РСО за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества


С 1 января 2017 года, в связи с изменениями жилищного законодательства, в том числе Правил № 354, в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация, а исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, изменилась структура платы за коммунальные услуги: для потребителей коммунальных услуг в таких многоквартирных домах исключена плата за коммунальные услуги, потребленные на ОДН. Одновременно Правила № 124 устанавливают порядок, в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, осуществляет продажу коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирные дома, по двум видам договоров ресурсоснабжения:

̶  заключаемому с собственниками помещений в многоквартирном доме, содержащем условия предоставления коммунальных услуг (пп. «в» п.9 и пп. «г», «д», «е» п.17 Правил № 354);

̶  заключаемому с управляющей организацией на продажу коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п.1, п 2, п.21.1 Правил № 124)

....

 

Об условиях включения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав платы за содержание жилого помещения

В ряде регионов РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая органы государственного жилищного надзора, запретили лицам, управляющим многоквартирными домами, включить в плату за содержание жилого помещения расходы на холодную и горячую воду, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения при выставлении платежных документов за январь 2017 г. для случаев отсутствия в многоквартирном доме водоразборных устройств в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирное доме.

Считаем, что такие решения контрольных (надзорных) органов не соответствуют новым нормам жилищного законодательства, вступивших в силу с 1 января 2017 года.

Надеемся, что приведенное нами разъяснение позволит управляющим организациям, товариществам, кооперативам принять правильные решения и довыставить за январь 2017 г. плату за содержание жилого помещения с учетом новых правил её определения в целях исключения необоснованных убытков
 

Выставление документов на оплату работ, услуг по содержанию общего имущества собственникам нежилых помещений в МКД
Предоставление отдельных экземпляров договоров управления собственникам – юридическим лицам

Заключение договоров управления с каждым собственником – юридическим лицом не предусмотрено Жилищным кодексом РФ. Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, «в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора». Следовательно, у собственников - юридических лиц нет оснований требовать заключения с ними отдельного договора управления или предоставления копии договора управления, созданной за счет управляющей организации. Однако в договор управления могут быть включены положения об оформлении его количеством экземпляров, определяемых соответственно количеству собственников нежилых помещений.

 

Об ограничении требований к соискателям лицензии в части проверки соблюдения ими Стандартов раскрытия информации
Порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом установлен статьей 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Часть 3 этой статьи устанавливает, что конкретный перечень документов определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности
 

О применении с 1 июля 2014 г. предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014г. № 400 утверждены «Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (далее – Основы).
Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014г. № 718-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельно допустимые отклонения от них по муниципальным образованиям на период с 1 июля 2014 по 2018 год.
 

Примеры заполнения платежного документа по расчетам за горячую воду
По многочисленным просьбам организаций приводим примеры заполнения платежных документов по начислениям платы за горячую воду потребителям коммунальных услуг горячего водоснабжения.
 

28 декабря 2013 г. принят Федеральный закон № 417-ФЗ, которым внесены следующие изменения
о введении контроля за повышением размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги путем установления предельных индексов изменения такой платы с 1 июля 2014 года (введена новая ст.157.1 ЖК РФ) и осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля за соблюдением порядка применения таких индексов (дополнения в ч.1 и ч.4.2 ст.20 ЖК РФ)
 

Об управлении бесхозяйными электрическими сетями и об оплате потерь электрической энергии в бесхозяйных сетях
Согласно положениям Федерального Закона от 23.11.2009  № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены следующие обязательные мероприятия, связанные с обеспечением эксплуатации бесхозяйственных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, включая электроснабжение
 

Обзор арбитражной практики к лекции по бухгалтерскому учету для участников семинара в Сочи (сентябрь 2013 г.)
 

О порядке включения расходов, связанных с предоставлением коммунальных услуг потребителям в регулируемые на 2014 год тарифы ресурсоснабжающих организаций
В соответствии с п.32 Основ ценообразования № 1075 и п.20 и п.24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка (далее - НВВ) регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, под которыми понимаются расходы, связанные с производством и реализацией тепловой энергии, холодной и горячей воды, услуг водоотведения.
 

Что понимается под «собственными средствами» управляющей организации при применении Правил № 354 к расчетам за коммунальные услуги с 1.06.2013г.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013г. № 344 в п.44 Правил № 354 внесено дополнение о распределении между потребителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, оборудованном ОПУ объема коммунальных услуг, предоставленных на ОДН, не превышающего норматива потребления коммунальных услуг на ОДН и об отнесении соответствующей разницы в объеме коммунальных услуг на оплату за счет собственных средств исполнителя коммунальных услуг, кроме случая, когда таким исполнителем выступает РСО.
 

Обзор арбитражной практики по спорам, связанным с деятельностью по расчетам за ЖКУ
По результатам Семинара 26-28 февраля 2013 года
 

О новом порядке финансирования работ по капитальному ремонту многоквартирного дома
Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ в Жилищный кодекс РФ включены новые положения об изменении порядка финансирования и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В связи с многочисленными вопросами, поступающими в нашу организацию о возможных действиях управляющих организаций в условиях изменения законодательства, приводим краткое описание схемы нового порядка финансирования капитального ремонта многоквартирного дома и разъяснение по двум самым актуальным вопросам: о действиях УО до начала реализации региональных программ (2013 год) и в связи с их реализацией (возможно после июня 2013г.).
 

Порядок определения площади помещений общего пользования для расчета платы за ОДН
Общая площадь всех помещений МКД включает в себя площадь жилых помещений, нежилых помещений и площадь помещений общего пользования.
В ст. 36 ЖК РФ содержится перечень имущества, входящего в состав общего имущества, кроме того в Правилах содержания и ремонта общего имущества (постановление № 491) более подробно указано, какое имущество включается в состав общего имущества, в том числе в п. 2 Правил № 491) указано, что в состав общего имущества включаются:
 

Об определении размера платы за коммунальные услуги в условиях неприменения новых нормативов потребления коммунальных услуг
С 1 сентября 2012 года вступили в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354). В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ № 354 Правила № 307 признаны утратившими силу.
 

О переходном периоде при вступлении в силу Новых правил предоставления коммунальных услуг
Постановлением Правительства РФ от 28.08.2012г. № 857:
- установлены Особенности определения размера платы за отопление с 1.09.2012г.;
- утверждены Правила расчета размера платы за отопление в 2012-2014 гг.;
- утверждены Изменения в Правила № 354 в части применения льгот по оплате за ЖКУ на весь размер платы коммунальных услуг равный размеру платы в помещении и размеру платы на ОДН;
- утверждены изменения в Правила № 354 в части сохранения действия п.15-28 и п.1-4 Приложения № 2 Правил № 307 при определении размера платы за услуги отопления.
 

О государственной экспертизе проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 20 мая 2011 г. N 13137-ИП/08

 

О применении закона о размещении заказов
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.08.2011 N Ф03-3729/2011 по делу N А51-2021/2011. Определением ВАС РФ от 21.12.2011 N ВАС-16768/11 отказано в передаче дела N А51-2021/2011 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления.
 

О плате за подключение (извлечения из судебных решений)
Решение ВАС РФ от 31.10.2011 N ВАС-3995/11
<О признании абзаца 3 пункта 11, абзаца 3 подпункта "а" и подпункта "д" пункта 12, пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360, соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, Гражданскому кодексу РФ, имеющим большую юридическую силу>
 

О порядке оформления полномочий(доверенности) представителей собственников помещений в многоквартирном доме
Жилищный кодекс РФ допускает случаи участия в отношениях, связанных с управлением многоквартирным домом представителей собственников помещений. На практике порядок оформления и объем полномочий таких представителей вызывает вопросы. В настоящей статье рассмотрим их.
 

О сверке расчетов между РСО и организациями, управляющими многоквартирными домами
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные специализированные потребительские кооперативы в срок до 1 сентября 2012 г
 

О порядке выставления ресурсоснабжающими организациями счетов-фактур исполнителям коммунальных услуг
 

О расчетах за коммунальные услуги с пользователями нежилых помещений
Рассматриваемые изменения вступили в силу с 9 июня 2011 года, следовательно, измененный порядок определения размера платы за коммунальные услуги должен применяться уже в целях выставления платежных документов на оплату коммунальных услуг за июль 2011 года, что следует из ст. 6 ЖК РФ...
 

Об изменении законодательства по вопросам осуществления государственного и муниципального контроля
Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного и муниципального контроля
 

Относятся ли печи в домах с печным отоплением к общедомовому имуществу
 

О тарифах, применяемых при перерасчете размера платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителей
 

Слайды выступлений для участников семинара 4-6 октября
Для участников семинара 4 – 6 октября, Москва - О Новых Правилах предоставления коммунальных услуг и иных изменениях в жилищном законодательстве в 2011 году и на 2012 год
 

О расчетах ресурсоснабжающих организаций с исполнителями коммунальных услуг по тарифам, утвержденным регулирующими органами без НДС
Постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 N 12552/10 по делу N А33-16422/2009 (размещено на сайте ВАС РФ 03.05.2011) о неправомерности предъявления ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг НДС сверх стоимости коммунальных ресурсов, исчисленной по тарифам, утвержденным регулирующим органом без НДС, является определяющим для правоприменительной практики по данному вопросу.
 

Совет Федерации одобрил поправки к жилищному законодательству
Cовет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
 

Правительство утвердило новые Правила предоставления коммунальных услуг
23 мая на расширенном заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления в Пскове В.В.Путин сообщил, что в начале мая Правительство утвердило новые правила предоставления коммунальных услуг. Установлены чёткие параметры качества, исключена так называемая 13-я платёжка, изменён порядок расчёта оплаты за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
 

О необходимости расторжения РКЦ договоров с банками на прием платежей граждан за ЖКУ
 

О необходимости получения расчетными центрами согласия на обработку персональных данных потребителей жилищно-коммунальных услуг
 

Вопрос об определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения
В каком нормативном документе установлено, что ОМС определяет размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации исходя из сметных расценок, а не исходя из экономически обоснованных расходов?
 

О неправомерности агентских отношений между управляющими организациями и собственниками помещений в многоквартирных домах
На сайте ВАС РФ размещено Постановление Президиума ВАС РФ № 10841/10 от 16.11.2010, который рассмотрел налоговый спор, связанный с вопросом определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль у управляющей организации в случае, когда по условиям договора управления эта организация, за вознаграждение, взяла на себя лишь функции посредника между собственниками помещений в МКД и исполнителями услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД
 

Применение пониженных тарифов на обязательные страховые взносы ТСЖ, ЖСК
Основным условием начисления в 2011 г. обязательных страховых взносов по пониженным тарифам является применение ТСЖ, ЖСК, упрощенной системы налогообложения.
 

О новом порядке ведения кассовых операций
С 1 января 2012 года вступает в силу новое Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П
 

О вывозе отходов от нежилых помещений в многоквартирном доме и порядке оплаты таких услуг
Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил № 491, входит в состав работ, услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
 

О практическом применении новых норм НК РФ в связи с принятием Федерального закона от 28.11.2009 N 287-ФЗ в бухгалтерском и налоговом учете управляющей организации и ТСЖ
Попова Евгения Борисовна - заместитель генерального директора ЗАО "АКЦ Жилкомаудит" по аудиторской деятельности
 

Административная ответственность управляющих организаций
Арбитражная практика по спорам, связанным с признанием управляющих организаций и организаций, оказывающих гражданам жилищные или коммунальные услуги, виновными в правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ: включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя
Анисимова Ирина Вячеславовна - главный юрисконсульт ЗАО "АКЦ Жилкомадит"
 

О порядке расчета и перерасчета платы за коммунальные услуги в случае не предоставления потребителями информации о показаниях ИПУ
В п.59 Новых Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.05.11 № 354 имеется прямая норма о порядке начисления платы за коммунальные услуги потребителям, не предоставившим своевременно показания ИПУ
 

Второго июля 2009 года, Пленум Верховного суда России, издал постановление «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» № 14
Белов Евгений Игоревич - ведущий специалист
 

Обзор основных изменений законодательства, касающихся создания и деятельности ООО
Анисимова Ирина Вячеславовна - главный юрисконсульт ЗАО "АКЦ Жилкомадит"
 

О внесении изменений в Основы ценообразования и правила регулирования тарифов на тепловую энергию
Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009г. № 726 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены изменения в Основы ценообразования № 109 и Правила регулирования тарифов № 109. Прокомментируем отдельные из внесенных изменений
 

Реформа ЖКХ "не по-русски"
Белов Евгений Игоревич - ведущий специалист
 

Применение нормативных актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, регулирующих жилищную сферу
Белов Евгений Игоревич - ведущий специалист
 

О применении пониженных тарифов на обязательное страхование для организаций сферы ЖКХ
Согласно Федеральному закону от 28.12.2010 N 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»» в течение переходного периода 2011-2012 г.г. вправе уплачивать страховые взносы по пониженным тарифам организации сферы ЖКХ, применяющие УСН
 

Практика применения законодательства об административных правонарушениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Анисимова Ирина Вячеславовна - главный юрисконсульт ЗАО "АКЦ Жилкомадит"
 

Передача в управление вновь принятых в муниципальную собственность ведомственных и бесхозяйных жилых домов
Начальник управления судебной защиты ЗАО "АКЦ Жилкомаудит" - М.Ю. Ильюшенко
 

О применении тарифов, утвержденных для ресурсоснабжающих организаций, в расчетах с населением и исполнителями коммунальных услуг
В соответствии с ч.2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом...
 

Об учете государственного и муниципального жилищного фонда
Маликова Ирина Петровна - генеральный директор ЗАО "АКЦ Жилкомаудит"
 

Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг
Изменения, утвержденные Постановлением № 354, касаются, в том числе Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307
 

Подтверждение реальности хозяйственных операций - по материалам арбитражной практики
Попова Евгений Борисовна - заместитель генерального директора ЗАО "АКЦ Жилкомаудит"
Полную версию материала смотрите в "Арбитражная практика по спорам в ЖКХ" № 4-2008
 

^  Наверх